Ездовой спорт
С аляскинских хаски когда-то и начался весь ездовой спорт. Коренные жители Аляски и европейцы с «золотой
лихорадки» изначально ездили на местных собаках, нынешних аляскинских маламутах, которые были выносливы,
но медленны в движении. Их скорость, как правило, не превышала 10 км/час. Но золото нужно было не только найти,
но и успеть зарегистрировать быстрее других.
Завезенные с Чукотки сибирские хаски хоть и были гораздо быстрее местных собак, но азартным старателям и этого
было не достаточно. В целях улучшения скоростных качеств началась селекция, в результате которой и получились
аляскинские хаски. Постепенно конкурентные гонки на собачьих упряжках превратились в спортивные забеги.
За пределами Северной Америки спорт с собаками долгое время не развивался, за исключением Норвегии,
где интерес к нему возник благодаря путешественнику Амундсену, использовавшему упряжных собак в полярных
экспедициях.
В России до 90-х годов ХХ-го века гонки на собачьих упряжках считались национальным видом спорта и проводились
как дань местным традициям в рамках северных национальных праздников. Но еще в 1920 г. Рýаль Амундсен, первый
человек, достигший Южного полюса именно на упряжке, восторженно написал:
«В езде на собаках эти русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть».
Ездовой спорт делится на два подвида - снежные дисциплины и бесснежные (так называемый драйленд – "сухая земля"),
то есть гонки по снегу и гонки по любому твёрдому покрытию без снега.
Зимние дисциплины включают в себя соревнования упряжек, где несколько собак запряжены в специальные сани –
нарты, управляемые спортсменом, которого называют каюром или машером. Настоящие северные нарты делаются из
дерева и кожаных ремней без единого гвоздя. Спортивные же производятся из специального пластика и легких металлов.
Этот вид соревнований называется "Ном-стайл" – от названия поселка Ном на Аляске, где издавна проводились гонки
упряжек, самой известной из которых стала Великая гонка Милосердия в 1925 году. Эстафетная гонка длиной 1085 км
с участием 20 машеров и 150 собак, на которых в Ном, поражённый эпидемией дифтерии и находившийся под угрозой
полного вымирания, доставили вакцину, спасшую население Нома от гибели.
Также в зимние дисциплины входит ски-джоринг (лыжник с собакой) и пулка (лыжник и собака, везущая груз в
небольших санках).
При отсутствии снега самые известные дисциплины ездового спорта это:
картинг, где собак впрягают в небольшие колесные тележки – карты, управляемые спортсменом,
скутеринг, где спортсмен находится на специальном самокате,
байкджоринг – здесь собака буксирует велосипед
и каникросс – пса пристегивают к бегуну.
В последнее время набирает популярность дог-трекинг - экстремальный пешеходный туризм по пересечённой
местности в паре с собакой.
В ездовом спорте есть разделение на дистанции и деление на классы.
Короткие дистанции (спринты) это до 25 км, средние дистанции (миды) от 25 км до 300 км и от 300 км и дальше –
длинные (лонги).
Классов два: открытый – в нем участвуют абсолютно любые породы. Если сравнивать с автоспортом, это гонки на
любых марках, но с тюнингом. И чистопородный класс – сравним с гонками на серийных авто различных марок.
Конечно «серийные авто» по скорости не могут соперничать со скоростями отлично «тюнингованных».
Сибирские хаски и аляскинские маламуты бегают в отдельных породных классах без конкуренции со спортивными
метисами.
Для туристов чаще всего собирается упряжка из шести собак, с большим количеством неопытному человеку справиться
сложно. Собаки занимают свои места в упряжке не случайно, у каждой есть своя функция и свое место.
Без сообразительного и уравновешенного лидера не будет мозга упряжки, без могучих рулевых остальные псы не смогут
тянуть тяжелые нарты, а без центральной пары, корректирующей все действия товарищей, распадётся и сама упряжка.
Место в упряжке не имеет никакого отношения к положению собаки в стае. В стае, конечно, случаются драки и
конфликты, и это обязательно учитывается при формировании упряжки. Собак «мирят» и «дружат» между собой,
подбирают в команду с учетом характеров и отношений друг с другом для слаженной работы.
Передняя собака или пара собак – лидеры. К слову, вожак стаи и лидер упряжки – совершенно разные понятия.
Лидеры, как правило, очень опытные собаки. Они ни на что не отвлекаются и находятся в полном контакте с каюром.
Задачи лидеров – слушать и выполнять команды, задавать темп, направление, управлять поворотами, начинать
движение и останавливать упряжку.
Идущих за лидерами собак называются тим-догс - командные собаки или так называемые «качели», прочная рабочая
середина, на которую опирается вся упряжка. Их задача – поддерживать ровный темп движения и порядок. Тим-догс
упорны и дисциплинированы.
В конце упряжки прямо под самой нартой ставятся наиболее мощные рулевые собаки – их ещё называют «колеса».
На них ложится основная силовая нагрузка. Как правило, это очень сильные и выносливые кобели.
Схематично упряжь для езды на нарте, формируется так:
К нарте крепится длинный трос – потяг, заканчивающийся амортизатором для смягчения рывков. На собак надеваются
специальные шлейки, подобранные по индивидуальному размеру и распределяющие нагрузку на собак, и каждая
собака пристегивается к потягу двумя постромками, которые крепятся карабинами к шлейке и к ошейнику, чтобы
собаки не разворачивались и не уходили в сторону.
Пара лидеров соединяется за ошейники не с потягом, а друг с другом.
Основные команды «лево», «право», «стоп». Для начала движения подается команда «хей-хей».
В нашем питомнике собраны крови от заводчиков самых известных спортсменов США, Канады и Норвегии,
победителей множества мировых гонок, самыми престижными из которых считаются Айдитород и Юкон-Квест.
На протяжении нескольких лет наши спортивные упряжки занимали первые места практически во всех российских
соревнованиях, а в марте 2014 года стали вице-чемпионами Чемпионата Европы, проводившегося в Финляндии.
На сегодняшний день команда нашего питомника является самой профессиональной и сильнейшей в России.